суббота, 27 апреля 2013 г.

Двуязычие и LD

Может ли двуязычие послужить причиной LD (Learning Disabilities) – нарушения способности к обучению или приобретению отдельных учебных навыков?
Автор: Соня Соломоник, специалист по психологии и социологии языка.

Нет, не может.

Нарушение способности к обучению начинает проявляться в возрасте 5-6 лет, когда ребенок начинает учиться читать, писать и считать. Это касается дислексии, дисграфии и дискалькулии соответственно.  Данные нарушения носят органический характер и не имеют отношения к процессу приобретения одного или двух языков одновременно.  Если у ребенка есть какое-либо из этих нарушений, они проявятся в каждом языке, когда он будет на них учиться читать, писать или считать.


Кроме нарушений учебных навыков существует еще ряд нарушений, носящих когнитивный характер и связанных с основными когнитивными способностями, такими как: внимание (дефицит внимания) и способность концентрации; память (афазии), моторика, восприятие,  мышление и приобретение языка – и в этом случае ответ на вопрос, может ли двуязычие нанести вред ребенку, не меняется. Ответ отрицательный – нет, не может. Ни дефицит внимания, ни неспособность сконцентрироваться, ни афазии в памяти, ни проблемы моторики, ни неадекватность восприятия, ни отставание в развитии мышления и языка не являются следствием двуязычия. В отличии от органических нарушений в случае проявления когнитивных трудностей ребенок скорее всего отстает в своем языковом развитии и ему необходима помощь.  Я полагаю, что родители двуязычного ребенка, которые систематически занимаются с ним и внимательно наблюдают за его развитием, смогут обратить внимание на какие-либо отклонения или задержки на самых ранних этапах языкового развития. Следует сразу обратиться за помощью к специалистам: к логопедам в случае трудностей с произношением и психологам, детским психиатрам – в случае когнитивных нарушений. Необходимо описать специалистам свои наблюдения со всеми подробностями и отметить тот факт, что ребенок двуязычен. Желательно, чтобы спе6циалисты понимали оба языка, на которых растет и воспитывается ребенок. Если специалисты  порекомендуют использовать только один язык, объясняя, что ребенок не справляется с  нагрузкой, необходимо обдумать, какой из языков сохранить для общения, а каким (может быть временно) перестать пользоваться при  общении с ним.

В любом случае приобретение дополнительного языка не только не тормозит языковое и когнитивное развитие, а наоборот тренирует и улучшает и память, и способность восприятия, и внимание, и концентрацию и другие когнитивные способности; не говоря о чисто языковых понятиях и способностях, таких как категоризация, грамматические морфемы и парадигмы, синтаксические единицы, социальные нормы, артикуляцию, дикцию и т.д., и т.п.
Откуда возникли все эти нарушения и трудности? Как может быть, что раньше их не было, а теперь их диагностируют  буквально у каждого пятого ребенка? Впечатление такое, что в наше время, в нашем поколении их не было, а сегодня это одно из самых распространенных явлений. Я считаю, что есть для этого объективные причины: изменение ритма жизни, все время возрастающая скорость перемен, повсеместное распространение новых информационных технологий, очевидное наше отставание в восприятии нового и в результате этого наша  очевидная неспособность помочь и поддержать наших детей. Дети опережают не только родителей, но и школу, то есть учителей. Есть огромная область жизни и знаний, где они (дети) должны осваивать и приобретать навыки самостоятельно, не как постепенное построение здания, от фундамента к верхним этажам, а начиная с середины. Иными словами нарушается некая последовательная принятая ранее передача знаний.

Кроме того, существует разница в педагогических подходах – в СНГ, как и раньше в СССР,  гораздо больше распространен подход, вытекающий из Прусской школы, которая была основой Российской школы. Одним из важнейших образовательно-воспитательных принципов этого подхода является дисциплина. Израильская образовательная система строится в свою очередь на принципах свободы личности, свободы выбора и отсутствия давления, свободы воли, сформулированных американским психологом  Карлом Роджерсом. Таким образом, в каждой системе есть свои крайности – в российской системе нарушения способности к обучению чаще считались поведенческими проблемами, и дети не получали никакой помощи, а в израильской системе, и поведенческие проблемы чаще приписывались нарушениям способности к обучению. Однако, следует отметить, что в последнее десятилетие и в России гораздо большее внимания уделяется нарушениям, и в Израиле не все списывается за счет трудностей и нарушений, а все больше и больше начинают говорить и признавать существование и других возможных причин плохой успеваемости учеников, как например, лень, скука, отсутствие интереса, мотивации, и другое.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий