пятница, 22 марта 2013 г.

Вопросы рыбы и морали

По мнению психологов, люди далеко не так рациональны, как думают, и редко отдают себе отчет в том, что влияет на их решения и поступки. В последние годы чрезвычайную популярность набрало учение о чувственных метафорах и их организующей роли в жизни человека.


Познание мира через метафоры

Заставляют ли мысли о безнравственных поступках покупать больше моющих средств? Покажется ли вам более серьезным резюме кандидата, если в руках у вас будет тяжелая папка? Почувствуете ли вы себя более одиноко в холодной комнате и менее одиноко в теплой?
Подобные вопросы, сформулированные в научных статьях, еще десять лет назад вызвали бы недоумение редактора и автоматический отказ в публикации. Сегодня же статьи на такие темы наводнили Science и другие весьма уважаемые журналы. Не использовать в своем лексиконе словосочетание embodied cognition («воплощенное», или «телесно-укорененное познание») стало для представителей психологической науки дурным тоном.


Нынешняя мода связывать абстрактные понятия (например, «власть», «доверие» или «нравственность») с конкретными физическими свойствами окружающего мира (пространственными координатами, температурой, цветами и запахами) имеет несколько источников. Один из них – это теория метафоры, сформулированная Джорджом Лакоффом и Марком Джонсоном в 1980 году и породившая целое научное направление когнитивной лингвистики. Лакофф и Джонсон рассматривают метафоры не просто как украшения речи, а как способ познания мира. С их точки зрения, метафоры суть определение сложных понятий (таких, как любовь или власть) через простые и конкретные физические феномены (такие, как движение вперед или вверх). Подобные ассоциации возникают у людей спонтанно на основе их сенсорного опыта. Например, мы описываем свои отношения с некоторыми людьми как близкие, потому что часто находимся в непосредственной физической близости с теми, кто нам симпатичен.

Вообще-то идеи о том, что наши мысли и эмоции непосредственно связаны с нашим телесным опытом, высказывались еще в XIX веке Чарльзом Дарвином и Уильямом Джемсом. Однако недавний всплеск интереса к «воплощенному познанию» связан с открытием так называемых зеркальных нейронов, которые, как предполагается, участвуют в механизмах эмпатии, понимания действий других людей и приобретения новых навыков с помощью имитации.


  Российским ученым стоит проверить, связывают ли людей, живущих в кронах деревьев, высокие отношения

О, тепленькая пошла!

Во многих европейских языках «холодный» человек – это эгоист, которому не стоит доверять, а «теплый», наоборот, – добрый и заботливый, с которым не страшно ребенка оставить. Умение быстро и правильно оценивать психологическую «температуру» других людей – один из важнейших навыков, необходимых для социального выживания. Участникам эксперимента Уильямса и Барча, проведенного в 2008 году, показывали фотографии незнакомых людей. Просили оценить, насколько эмоционально «теплыми» или «холодными» кажутся им эти люди. Перед экспериментом каждого из участников встречал ассистент, в руках у которого были папки и бумажный стаканчик с кофе. Чтобы открыть дверь, ассистент просил участника эксперимента подержать стаканчик. В половине случаев в стакане был горячий напиток, в половине – холодный. Участники, которые в течение нескольких секунд держали в руках горячий стакан, оценивали незнакомых людей как более теплых и отзывчивых, а те, кто держал холодный стакан, оценивали незнакомцев как более холодных и недружелюбных. За участие в эксперименте полагалось вознаграждение – подарочный сертификат, который можно было выписать на имя участника или на кого-то из его друзей. Те, кто держал в руках горячий кофе, чаще выбирали подарок другу, а те, кто держал холодный напиток, чаще оставляли вознаграждение себе.

Метафора эмоциональной теплоты работает и в противоположную сторону. Участников еще одного эксперимента просили припомнить ситуации, в которых они чувствовали себя социально отверженными или, наоборот, испытывали поддержку группы. Потом обе группы участников просили оценить температуру в комнате. Те, кто вспоминал ситуацию отчуждения, называли температуру примерно на пять градусов ниже, чем те, кто вспоминал моменты групповой поддержки, хотя температура в комнате была одинаковой. В другом эксперименте искусственно создавалась ситуация отчуждения, когда одни испытуемые принимали активное участие в игре, а другие чувствовали себя исключенным. После окончания эксперимента «отверженные» участники чаще заказывали в буфете горячий суп или кофе, – вероятно, чтобы физически согреться.

От внимания научного сообщества не должен ускользнуть тот факт, что дайверы испытывают чувство глубокого удовлетворения чаще других людей

Чувства второй свежести

В 18 языках, включая арабский, китайский, английский и русский, морально подозрительные действия ассоциируются с неприятными запахами. Не везде, правда, этот запах конкретизирован. По-русски, например, можно сказать: «Эта затея дурно пахнет», но чем именно пахнет, обычно не уточняется. Английский язык более точен в определении подозрительного запаха: это запах рыбы. Вообще, в английском фольклоре рыба – примерно такое же хитрое и бессовестное животное, как в русском – лиса. В одной детской песенке рыба описана как тупое и ленивое существо, которое не умеет ни читать, ни писать и думает только о том, как всех обмануть. Но, хотя она такая скользкая и изворотливая, ее все равно рано или поздно поймают.

В недавнем эксперименте американских студентов просили сыграть в известную экономическую игру «в доверие». Каждому участнику выдается одинаковая сумма – $5. Первый игрок может послать часть денег второму, причем посланная сумма вырастает в четыре раза. В ответ второй игрок может послать часть денег обратно, и эта сумма также вырастает в четыре раза. Если один игрок доверяет другому, он должен послать ему больше денег, чтобы увеличить совместную прибыль. А если он подозревает партнера в нечестности, ему лучше оставить деньги себе или послать небольшую сумму. В одном из помещений, где проводился эксперимент, пахло рыбьим жиром, в другом распространили столь же неприятный запах сероводорода, а в третьем не пахло ничем. Участники, игравшие в помещении, где пахло рыбой, посылали своему партнеру значительно меньше денег ($2,53), чем те, кто играл в помещении с запахом сероводорода ($3,38) или в помещении без запаха ($3,34).

Если вонь способна разрушить доверие к партнеру, то на что способны приятные запахи? Эксперименты показали, что запах лимонного чистящего средства побуждает посетителей столовой соблюдать чистоту и убирать за собой посуду. А когда в комнате, где пахло таким средством, участников попросили сыграть в такую же экономическую игру, что и в эксперименте с рыбным запахом, они охотнее возвращали партнеру посланную им сумму, выказывая большую щедрость, чем те, кто играл в комнате без запаха. Кроме того, запах чистоты вызывал у игроков желание пожертвовать деньги на благотворительные цели.

Прочь, проклятое пятно!

Метафора чистоты – еще один излюбленный предмет изучения в рамках теории «воплощенного познания». В разных  культурах нарушение моральных табу ассоциируется с физическим загрязнением, а многие религиозные ритуалы, направленные на духовное очищение, включают очищение физическое. Знаменитая сцена, в которой навязчивое мытье рук Леди Макбет однозначно интерпретируется как следствие ее нечистой совести, вдохновила исследователей на целую серию экспериментов, демонстрирующих «эффект Макбет», или эффект смывания грехов. В одном эксперименте участников просили переписать рассказ о благородном или подлом поступке, а потом выбрать себе в качестве вознаграждения ручку или влажные гигиенические салфетки. Те, кто переписывал рассказ об аморальном поступке, чаще выбирали салфетки. Аналогичным образом, участники, которых просили вспомнить аморальный поступок из их собственного прошлого, выбирали салфетки чаще, чем те, кто вспоминал благородный поступок. Еще в одном исследовании принимали участие студенты-юристы, которые разыгрывали судебный процесс. Те студенты, которым пришлось в ходе процесса использовать «грязные доказательства», тоже предпочитали получить в подарок салфетки, а не ручку.

Но желанием вымыть руки после совершения недостойного поступка дело не ограничилось. Исследователи пошли дальше, дав возможность половине участников эксперимента, совершивших нечто аморальное, использовать гигиенические салфетки по назначению, тогда как второй половине этой возможности не предоставилось. После чего и тех, и других попросили бесплатно поучаствовать в другом исследовании. Из тех «морально оступившихся», кто не мыл руки, помочь согласились 74%. А среди тех, кто руки вымыл, количество добровольцев сократилось до 41%. По мнению исследователей, этот результат свидетельствует о снижении чувства вины в результате физического очищения.

Вертикаль власти

Вертикальную метафору власти породил не нынешний политический режим. Она относится к числу базовых мыслительных схем, которыми оперируют представители почти всех культур. Еще в 1960-е годы в США проводился эксперимент, в котором студентов просили оценить рост незнакомого человека, представляя его как профессора или как сторожа. Профессор казался в среднем на 6 см выше сторожа. Участникам современных экспериментов показывали схему организации, на которой менеджер был изображен на различном расстоянии от своих подчиненных либо по вертикали, либо по горизонтали. Если он был изображен выше, участники оценивали его как обладающего большей властью. Горизонтальная удаленность на оценку не влияла. В другом исследовании вертикаль власти рассматривалась сквозь призму сексуальной привлекательности. С точки зрения эволюционной психологии, мужчинам нравится в женщинах слабость и готовность подчиняться, а женщинам в мужчинах, наоборот, власть и высокий социальный статус. В соответствии с этой гипотезой мужчины оценивали женщин как более привлекательных, если их фотографии располагались внизу экрана, а женщины, наоборот, лучше оценивали мужчин, если их фотографии находились вверху экрана.

Психологам еще предстоит доказать, что знакомящиеся в бане люди склонны считать друг друга скользкими типами

 

***

Проблема когнитивных метафор – неисчерпаемый источник научных грантов и публикаций. Есть исследования о том, что продавцы и покупатели подержанных машин, которые ведут переговоры, сидя на жестких стульях, менее уступчивы в цене, чем те, что сидят в мягких креслах. Есть и о том, что футболисты, одетые в темную форму, совершают больше грубых нарушений, чем те, кто играет в светлой форме. В ярко освещенной аудитории студенты меньше списывают, чем при тусклом свете. А те, кто носит темные очки, склонны жульничать.
При этом остается еще масса тем, требующих раскрытия. Например, какая метафора в русском языке может быть аналогом рыбного запаха в английском? Или есть ли связь между левыми политическими убеждениями и ведущим полушарием мозга? Еще интересно, связана ли голландская толерантность к мелким грехам (таким, как употребление легких наркотиков и посещение борделей) с тем, что страна находится ниже уровня моря? Может быть, чем выше над уровнем моря расположена местность, тем выше моральные установки у живущих там людей? Эти вопросы, как говорится, еще ждут своих исследователей.

 Анна Фенько

Комментариев нет:

Отправить комментарий