Масштабный проект по изучению освоения языка детьми начат в Великобритании.
На проведение этой работы выделен грант размером 358000 фунтов
стерлингов. Цель ученых – определить ход нормального речевого развития
для британских детей в возрасте от 8 до 18 месяцев.
Это заполнит важный пробел, который долгое время ставил
педагогов и врачей в невыгодное положение. До сих пор исследователи
языка и детские психологи в Великобритании были вынуждены прибегать к
методам тестирования речевого развития у детей, разработанным для
носителей американского варианта английского. Наиболее известный среди
них – McArthur CDI – McArthur Communicative Development
Inventory («МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития
детей разного возраста»). Представительный корпус образцов детской речи в
процессе усвоения первого языка Child Language Data Exchange System (CHILDES) также содержит больше материалов по американскому английскому, чем по британскому.
Однако опыт исследователей показывает, что во многих
случаях британские дети, у которых на основе этих тестов диагностировано
отставание в речевом развитии, успешно овладевали языком, просто ряд
«контрольных точек» в овладении речью они проходили в другие сроки и в
другом порядке по сравнению со сверстникам-американцами.
Проект, спонсируемый Советом по экономическим и
социальным исследованиям, рассчитан на два с половиной года, в его
рамках также будет изучаться влияние дохода семьи и образования на
развитие речи детей. Кроме того, учёные планируют выявить разницу между
детьми, изучающими британский английский и другие языки или же диалекты
английского.
Ожидается, что проект внесёт существенный вклад в изучение
речевого развития, эффективности речевой деятельности, языковой терапии.
Психологи ожидают, что полученные данные смогут серьёзно улучшить
диагностику задержки развития понимания языка у младенцев.
Для участия в этом исследовании учёные приглашают
родителей детей в возрасте до 18 месяцев. Они крайне заинтересованы в
участии носителей различных диалектов английского, например, семей из
Шотландии и Северной Ирландии, в том числе родителей, которые не имеют
среднего образования.
За время работы над проектом дети-участники
подрастут, таким образом, наблюдаться будет процесс овладения языком от
8 месяцев до 4 лет. Казалось бы, первая часть диапазона приходится на
так называемую "стадию лепета", когда ребенок еще не проявляет языковых
навыков. Однако уже довольно давно известно, что и в развитии лепета
есть определенные стадии, которые должен пройти каждый ребенок.
Односложный лепет сменяется двусложным и трехсложным.
В лепете в определенной последовательности возникают разные типы
согласных звуков: сначала только губные согласные, затем переднеязычные и
так далее. В определенный момент возникает подобие интонационных
контуров. Было отмечено интересное явление – порядок появления звуков в
лепете потом повторяется при возникновении этих типов звуков в речи
ребенка, то есть человек дважды овладевает произнесением различных
звуков.
На стадии лепета проявляются и различия, обусловленные языком родителей: при сравнении лепета китайских и американских детей в
возрасте 6 – 8 месяцев оказалось, что у китайцев в этот период
встречаются только односложные вокализации, а у американцев уже есть
повторы слогов. Это связывают с различиями в структуре китайского и
английского языков. Интересно, что когда записи лепета дали прослушать
взрослым китайцам и американцам, они успешно определяли детей своей
национальности, хотя не могли объяснить, на чем основывались.
Руководитель исследовательской группы – доктор Кэти
Элкок из Ланкастерского университета, ей будут помогать коллеги по
изучению языкового развития профессор Кэролайн Роуленд из Ливерпульского
университета и доктор Кёрстин Мейнтс из Университета Линкольна (Новая
Зеландия). Они разработают Британский реестр коммуникативного развития (UK-CDI),
состоящий из контрольного списка различных коммуникативных способностей
детей в понимании и использовании речи и жестов. Родители смогут быстро
и легко заполнить этот список.
Как только инструмент будет разработан, исследователи
начнут использовать его для проведения в Великобритании
крупномасштабных исследований младенцев и детей, уже научившихся ходить.
Изобилие новых конкретных данных по Великобритании позволит родителям и
специалистам лучше понять проблему, сравнивая прогресс ребёнка со
средним уровнем по стране.
Комментариев нет:
Отправить комментарий