пятница, 29 марта 2013 г.

Британские ученые установят новые стандарты детского языка

Масштабный проект по изучению освоения языка детьми начат в Великобритании. На проведение этой работы выделен грант размером 358000 фунтов стерлингов. Цель ученых – определить ход нормального речевого развития для британских детей в возрасте от 8 до 18 месяцев.

Это заполнит важный пробел, который долгое время ставил педагогов и врачей в невыгодное положение. До сих пор исследователи языка и детские психологи в Великобритании были вынуждены прибегать к методам тестирования речевого развития у детей, разработанным для носителей американского варианта английского. Наиболее известный среди них – McArthur CDI – McArthur Communicative Development Inventory («МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей разного возраста»). Представительный корпус образцов детской речи в процессе усвоения первого языка Child Language Data Exchange System (CHILDES) также содержит больше материалов по американскому английскому, чем по британскому.

Однако опыт исследователей показывает, что во многих случаях британские дети, у которых на основе этих тестов диагностировано отставание в речевом развитии, успешно овладевали языком, просто ряд «контрольных точек» в овладении речью они проходили в другие сроки и в другом порядке по сравнению со сверстникам-американцами.

Проект, спонсируемый Советом по экономическим и социальным исследованиям, рассчитан на два с половиной года, в его рамках также будет изучаться влияние дохода семьи и образования на развитие речи детей. Кроме того, учёные планируют выявить разницу между детьми, изучающими британский английский и другие языки или же диалекты английского. 

Ожидается, что проект внесёт существенный вклад в изучение речевого развития, эффективности речевой деятельности, языковой терапии. Психологи ожидают, что полученные данные смогут серьёзно улучшить диагностику задержки развития понимания языка у младенцев.

Для участия в этом исследовании учёные приглашают родителей детей в возрасте до 18 месяцев. Они крайне заинтересованы в участии носителей различных диалектов английского, например, семей из Шотландии и Северной Ирландии, в том числе родителей, которые не имеют среднего образования.

За время работы над проектом дети-участники  подрастут, таким образом, наблюдаться будет процесс овладения языком от 8 месяцев до 4 лет. Казалось бы, первая часть диапазона приходится на так называемую "стадию лепета", когда ребенок еще не проявляет языковых навыков. Однако уже довольно давно известно, что и в развитии лепета есть определенные стадии, которые должен пройти каждый ребенок.

Односложный лепет сменяется двусложным и трехсложным. В лепете в определенной последовательности возникают разные типы согласных звуков: сначала только губные согласные, затем переднеязычные и так далее. В определенный момент возникает подобие интонационных контуров. Было отмечено интересное явление – порядок появления звуков в лепете потом повторяется при возникновении этих типов звуков в речи ребенка, то есть человек дважды овладевает произнесением различных звуков.

На стадии лепета проявляются и различия, обусловленные языком родителей: при сравнении лепета китайских и американских детей  в возрасте 6 – 8 месяцев оказалось, что у китайцев в этот период встречаются только односложные вокализации, а у американцев уже есть повторы слогов. Это связывают с различиями в структуре китайского и английского языков. Интересно, что когда записи лепета дали прослушать взрослым китайцам и американцам, они успешно определяли детей своей национальности, хотя не могли объяснить, на чем основывались.
Руководитель исследовательской группы – доктор Кэти Элкок из Ланкастерского университета, ей будут помогать коллеги по изучению языкового развития профессор Кэролайн Роуленд из Ливерпульского университета и доктор Кёрстин Мейнтс из Университета Линкольна (Новая Зеландия). Они разработают Британский реестр коммуникативного развития (UK-CDI), состоящий из контрольного списка различных коммуникативных способностей детей в понимании и использовании речи и жестов. Родители смогут быстро и легко заполнить этот список.

Как только инструмент будет разработан, исследователи начнут использовать его для проведения в Великобритании крупномасштабных исследований младенцев и детей, уже научившихся ходить. Изобилие новых конкретных данных по Великобритании позволит родителям и специалистам лучше понять проблему, сравнивая прогресс ребёнка со средним уровнем по стране.

Доктор Элкок говорит: «При изучении речевого развития детей крайне важно знать, что умеет делать «среднестатистический» ребёнок, и необходимо убедиться, что учителя, доктора, логопеды и представители правительственных структур должным образом об этом проинформированы. Лучше родителей никто не сможет нам рассказать о том, что их ребёнок делает и говорит. Большую часть контрольных точек в языковом развитии ребенок проходит в первые несколько лет жизни, поэтому крайне важно установить такие типичные уровни для очень маленьких детей. Однако это очень сложная задача, - большинство тестов речевого развития не подходят для младенцев. Когда новое исследование будет завершено, оно улучшит состояние исследований детской речи и языка в Великобритании и внесёт существенный вклад в благополучие детей и их родителей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий