среда, 13 марта 2013 г.

Птицам есть о чем поспорить с человеком



Птицам есть о чем поспорить с человеком — «Вести FM»


Кузичев: От радиостанции "Вести ФМ" Анатолий Кузичев.От портала сегодня Борис Долгин. С нами Светлана Анатольевна Бурлак - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. И сегодня мы поговорим про человеческий язык. Вот, казалось бы, что может быть проще? Язык. Что такое язык? - спроси у человека. Он посмотрит на тебя: дурачок, что ли, то, на чем мы разговариваем. Вот наш недолгий опыт общения со Светланой Анатольевной уже показал, что даже определения-то нету четкого у языка, ну, такого, прямо вот четкого, чтобы понимать.

Бурлак: Да, четкого определения у языка нет. Потому что для того, чтобы определить что-то, надо понять его границы.

Долгин: Для чего мы определяем.

Бурлак: Надо понять, чем оно отличается от соседей, и зачем, главное - зачем хочется нам это выделить и отделить от соседей. Потому что при одной постановке задач будет осмыслено одно определение, при другой постановке будет осмыслено другое определение. Ну вот, например, можно построить определение языка так, чтобы вошел только язык человека, взрослого homo sapiens в норме, без патологий.



Кузичев: Стоп. А, то есть, есть еще какой-то язык теоретически?

Бурлак: Можно построить определение.

Кузичев: Таким образом можно построить, что будет еще какой-то язык?

Бурлак: Язык пчел, язык тела. Есть замечательная книга Бутовской, называется "Язык тела". И действительно, оказывается, наша поза, наша мимика, жесты, запахи, масса всего подает нам какие-то сигналы, которые наш мозг способен каким-то образом интерпретировать.

Кузичев: А значит, можно полагать это языком в каком-то смысле.

Бурлак: В некотором смысле это язык.

Долгин: Мы сталкиваемся постоянно с какими-то промежуточными историями. Например, вот не случайно Светлана сказала о взрослом человек, владеющем языком. Понятно, что когда мы видим перед собой маленького ребенка, и он только начинает осваивать как бы язык, он как-то говорит. Более того, мы пытаемся интерпретировать его эти сигналы, мы пытаемся их понять, иногда даже различаем какие-то слова как будто бы преобразованные. Вот язык это или не язык? Видимо, в зависимости от цели, которую мы перед собой ставим, это будет или тем, или другим.

Бурлак: Да. Главное, ключевой момент - в зависимости от цели.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий