Профессор Киотского университета Тосихидэ Масакава, получивший нобелевскую
премию по физике 5 лет назад, прославился своим незнанием английского
языка. Всех позабавило его выступление на японском на церемонии вручения
премии, которую транслировали по телевиденью, после того как он
отказался говорить по-английски: «Я могу только по-японски».
Однако вероятно, что в ближайшее время таких случаев станет меньше. Государство собирается усиливать обучение английскому языку.
Управление по пересмотру системы образования при Либерально-демократической партии вынесло свое первое предложение по преобразованию системы на суд премьер-министра Абэ. Наряду с пунктами по усилению подготовки специалистов по точным наукам и информационным технологиям для создания кадров, которые смогут играть роль в международном сообществе, вынесен вопрос о необходимости реформы в обучении английскому языку.
Помимо планов по повышению качества подготовки учителей английского и расширению их штата во всех префектурах страны предполагается открыть специализированные школы старших классов, которые могли бы готовить учащихся к поступлению в самые известные вузы по всему миру. Количество университетов, преподающих половину предметов на английском, будет увеличено до 30%.
Особенно удивило требование высокого балла по международному экзамену по английскому языку TOEFL в качестве условия для поступления и окончания университета.
Этот тест, прохождение которого требуется при поступлении в американские вузы, чтобы подтвердить владение английским языком, необходимое для понимания преподавателей, имеет высокую степень сложности и включает в себя аудирование. Для нынешних старшеклассников японских школ с их уровнем английского языка это непосильная задача.
Снижение возраста начала обучения английскому
Если английский станет обязательным для поступления в университет, то появится необходимость в больших усилиях со стороны школьников в изучении языка, что приведет к снижению возраста начала обучения.
Уже сейчас английский вводится в качестве обязательного предмета раз в неделю в пятом–шестом классе начальной школы. Начиная с этой весны, в старших классах этот предмет будет преподаваться именно на английском, кроме того, будет расширен необходимый словарный минимум.
В университетах также увеличивается число лекций на английском языке. В Университете Досися заявлен курс, который предполагает обучение исключительно на английском - вплоть до выпускных экзаменов.
Растет количество компаний, таких как Fast Retailing и Rakuten, которые переходят на английский язык в качестве основного языка общения в пределах фирмы.
Зачем необходимо вкладывать такие усилия в английский язык?
Заставляет задуматься заявление управления по пересмотру программы образования, которое меняет направление на «уход от системы усреднения результатов и переход к воспитанию стратегических кадров из самых способных, по причине чувствующейся нехватки в подготовке специалистов, необходимых для восстановления экономики». Другими словами это означает воспитание элиты.
Можно понять важность воспитания кадров с точки зрения поддержания и усиления конкурентоспособности Японии на международной арене. Отмечается и то, что «японские корпорации замыкаются на внутреннем рынке из-за того, что не говорят по-английски» (президент компании Rakuten Хироси Микитани).
Однако станет ли такая революция в образовании, ориентированная на воспитание слоя элиты, спасением японской экономики? Ведь есть опасность, что ускорится утечка таких кадров, свободно владеющих английским, за границу, а с другой стороны увеличится разница доходов населения, что приведет к усилению социального разрыва.
Нацелены на подъем
26 статья Конституции гласит: «Все граждане страны имеют равное право на получение образования в соответствие со своими способностями». Если прямо следовать этому принципу, то правительство и местные власти должны первым делом ориентироваться на подъем уровня образования.
Даже если проводить усиление подготовки по английскому, то это еще не значит, что нужно отбрасывать подающих надежды учащихся и избавляться от всех «Тосихидэ».
Удивительно то, что интересы Либерально-демократической партии сконцентрированы исключительно на английском языке.
Английский стал официальным языком международной политики, наряду с французским, после Первой мировой войны. До войны в старших классах изучали три иностранных языка: английский, французский и немецкий.
В мире существует много других языков. Согласно результатам одного исследования, первое место в мире по распространенности принадлежит английскому с рекордным 1,4 миллиардом человек, владеющим этим языком, однако по количеству носителей языка в бесспорных лидерах Китай с его миллиардным населением, на втором месте английский с 350 миллионами человек, за ним следует испанский и 250 миллионов человек, считающих этот язык родным. Так может быть, следует расширить изучение всех этих языков?
Известный в Киото своим прекрасным владением английского языка Хироки Сато предупреждает об опасности изменений в самом сердце японского языка при чрезмерной концентрации на английском: «В современном языке происходит увеличение английской лексики и сокращиние японской». Ведь международное ориентирование образования должно происходить только на базе сильного родного языка.
В результате изучения иностранных языков открываются глаза на все многообразие мира. Глобализация в образовании должна проходить с широким подходом, а не только с точки зрения необходимости английского для торговли и укрепления отношений с США.
Оригинал публикации: 今を生きる考える 国際化教育は広い視野で
Перевод ИноСМИ
Однако вероятно, что в ближайшее время таких случаев станет меньше. Государство собирается усиливать обучение английскому языку.
Управление по пересмотру системы образования при Либерально-демократической партии вынесло свое первое предложение по преобразованию системы на суд премьер-министра Абэ. Наряду с пунктами по усилению подготовки специалистов по точным наукам и информационным технологиям для создания кадров, которые смогут играть роль в международном сообществе, вынесен вопрос о необходимости реформы в обучении английскому языку.
Помимо планов по повышению качества подготовки учителей английского и расширению их штата во всех префектурах страны предполагается открыть специализированные школы старших классов, которые могли бы готовить учащихся к поступлению в самые известные вузы по всему миру. Количество университетов, преподающих половину предметов на английском, будет увеличено до 30%.
Особенно удивило требование высокого балла по международному экзамену по английскому языку TOEFL в качестве условия для поступления и окончания университета.
Этот тест, прохождение которого требуется при поступлении в американские вузы, чтобы подтвердить владение английским языком, необходимое для понимания преподавателей, имеет высокую степень сложности и включает в себя аудирование. Для нынешних старшеклассников японских школ с их уровнем английского языка это непосильная задача.
Снижение возраста начала обучения английскому
Если английский станет обязательным для поступления в университет, то появится необходимость в больших усилиях со стороны школьников в изучении языка, что приведет к снижению возраста начала обучения.
Уже сейчас английский вводится в качестве обязательного предмета раз в неделю в пятом–шестом классе начальной школы. Начиная с этой весны, в старших классах этот предмет будет преподаваться именно на английском, кроме того, будет расширен необходимый словарный минимум.
В университетах также увеличивается число лекций на английском языке. В Университете Досися заявлен курс, который предполагает обучение исключительно на английском - вплоть до выпускных экзаменов.
Растет количество компаний, таких как Fast Retailing и Rakuten, которые переходят на английский язык в качестве основного языка общения в пределах фирмы.
Зачем необходимо вкладывать такие усилия в английский язык?
Заставляет задуматься заявление управления по пересмотру программы образования, которое меняет направление на «уход от системы усреднения результатов и переход к воспитанию стратегических кадров из самых способных, по причине чувствующейся нехватки в подготовке специалистов, необходимых для восстановления экономики». Другими словами это означает воспитание элиты.
Можно понять важность воспитания кадров с точки зрения поддержания и усиления конкурентоспособности Японии на международной арене. Отмечается и то, что «японские корпорации замыкаются на внутреннем рынке из-за того, что не говорят по-английски» (президент компании Rakuten Хироси Микитани).
Однако станет ли такая революция в образовании, ориентированная на воспитание слоя элиты, спасением японской экономики? Ведь есть опасность, что ускорится утечка таких кадров, свободно владеющих английским, за границу, а с другой стороны увеличится разница доходов населения, что приведет к усилению социального разрыва.
Нацелены на подъем
26 статья Конституции гласит: «Все граждане страны имеют равное право на получение образования в соответствие со своими способностями». Если прямо следовать этому принципу, то правительство и местные власти должны первым делом ориентироваться на подъем уровня образования.
Даже если проводить усиление подготовки по английскому, то это еще не значит, что нужно отбрасывать подающих надежды учащихся и избавляться от всех «Тосихидэ».
Удивительно то, что интересы Либерально-демократической партии сконцентрированы исключительно на английском языке.
Английский стал официальным языком международной политики, наряду с французским, после Первой мировой войны. До войны в старших классах изучали три иностранных языка: английский, французский и немецкий.
В мире существует много других языков. Согласно результатам одного исследования, первое место в мире по распространенности принадлежит английскому с рекордным 1,4 миллиардом человек, владеющим этим языком, однако по количеству носителей языка в бесспорных лидерах Китай с его миллиардным населением, на втором месте английский с 350 миллионами человек, за ним следует испанский и 250 миллионов человек, считающих этот язык родным. Так может быть, следует расширить изучение всех этих языков?
Известный в Киото своим прекрасным владением английского языка Хироки Сато предупреждает об опасности изменений в самом сердце японского языка при чрезмерной концентрации на английском: «В современном языке происходит увеличение английской лексики и сокращиние японской». Ведь международное ориентирование образования должно происходить только на базе сильного родного языка.
В результате изучения иностранных языков открываются глаза на все многообразие мира. Глобализация в образовании должна проходить с широким подходом, а не только с точки зрения необходимости английского для торговли и укрепления отношений с США.
Оригинал публикации: 今を生きる考える 国際化教育は広い視野で
Комментариев нет:
Отправить комментарий