среда, 3 апреля 2013 г.

Раннее детское двуязычие - стремление к одноязычию?

 Александрова Н.Ш.
Берлин, Германия, тезисы доклада



Необходимо изучение закономерностей реакции развивающегося мозга ребенка на "сверхзадачу" - одновременное освоение двух языков, отвлекаясь как от индивидуальных способностей детей, так и от влияния окружающей среды.

Наблюдения показывают, что нервная система дошкольника в условиях многоязычия в разных вариантах пытается построить только один язык. Наблюдаемые феномены:

- Игнорирование одного из языков - язык, не являющийся необходимым для общения, не осваивается и остается звуковым фоном, даже если ребенок слышит его ежедневно. Иными словами, пребывание в двуязычной среде само по себе не гарантирует двуязычия.

- Построение третьего смешанного языка из двух языков, окружающих ребенка.

- Замена одного языка другим у дошкольников при перемене языковой среды. Первый язык при этом может быть утрачен полностью или частично.

- Забывание одного из языков, если этот язык перестает быть необходимым для общения. Т.е. дошкольник из двуязычного становится одноязычным.

- Торможение качественного скачка. Врожденная способность усвоить язык реализуется последовательно в течение жизни. В этом процессе есть этапы количественных изменений, а также качественные скачки (появление фразовой речи, освоение чтения и т.п.) Одновременное развитие двух и более языков в эти моменты "тормозится". Переход на более высокий функциональный уровень происходит вначале в одном из языков. Этот феномен также можно рассматривать как проявление программы "стремление к одноязычию".

Создается впечатление, что природой запланировано построить человеку только один родной язык. Лишь сохранение на протяжении длительного времени (освоение языка - длительный природный процесс) двух языковых сред, жизненно важных ребенку, приводит к формированию двуязычия. Для достижения высокого уровня развития языков при двуязычии необходимо полноценное образование на обоих языках и притом в подходящий возрастной период, т.к. существуют благоприятные периоды становления языковых функций, во время которых индивидуальные способности реализуются наилучшим образом.
 http://abvgd.russian-russisch.info/articles/35.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий