Из книги «Переломный
момент» Малкольма Гладуэлла
Серии
"Улицы Сезам", которая называется
"Рой" вышла в эфир накануне Рождества
1997 года. Серия начинается с того, что
Большой Птах встречается с почтальоншей,
которая никогда до этого не была на
Улице Сезам. Почтальонша вручает Большому
Птаху пакет, отчего тот приходит в
недоумение: "Если вы в первый раз
здесь, — спрашивает он, — как вы узнали,
что я Большой Птах?"
ПОЧТАЛЬОНША:
Ну, вы должны признать, что об этом легко
догадаться! [Она широким жестом показывает
на Большого Птаха.]
БОЛЬШОЙ
ПТАХ: Да? [Оглядывает себя.] О, понимаю.
Пакет для Большого Птаха, а я и есть
большой птах. Иногда я забываю о том,
что у меня конкретное имя. Большой Птах
означает большого птаха.
Большой
Птах грустнеет. Он вдруг осознает, что
у всех есть настоящее имя. Оскар или
Брюзга, а у него только обозначение. Он
спрашивает у почтальонши ее имя. Она
говорит, что ее зовут Имоджин.
БОЛЬШОЙ
ПТАХ: Вот так! Это красивое имя. [Задумчиво
смотрит в телекамеру.] Хотел бы и я иметь
такое же настоящее имя, как у вас, вместо
того, которое меня только обозначает,
будто я какое-нибудь яблоко, стул или
еще что.
С
этого момента Большой Птах начинает
искать себе новое имя.
С помощью Брюзги
он вовлекает в это занятие всех жителей
Улицы Сезам. Заклдакл, Бутч, Билл, Омар,
Ларри, Сэмми, Эбенезер, Джим, Наполеон,
Ланселот, Рокки. Он остановил свой выбор
на имени Рой. Но потом, когда все стали
называть его новым именем, Большой Птах
понял, что ему оно вообще-то не нравится.
"Оно какое-то не очень правильное, —
говорит он. — Думаю, я сделал большую
ошибку". Он идет на попятную. "Даже
если Большой Птах — не настоящее имя,
— заключает он, — оно мое, и мне нравится,
как мои друзья его произносят". Это
была, по крайней мере на первый взгляд,
превосходная серия. Сюжет призывает к
раздумью, он концептуален и при этом
увлекателен. Здесь откровенно говорится
о чувствах и, в отличие от других детских
телешоу, детям сообщают, что быть не
всегда счастливым нормально. Но, прежде
всего, серия забавна.
Похоже,
что это выигрышный сюжет, так?
А
вот и не так. Серия с Роем была проверена
исследовательской группой "Улицы
Сезам", и результаты разочаровали.
Первая часть с Брюзгой и Большим Птахом
была в порядке. Как и можно было ожидать,
зрители заинтересовались. Потом все
стало разваливаться. К началу второй
части сцены на улице уровень детского
внимания упал до 80, третьей — до 78,
четвертой — до 40 %. Потом было 50 и 20 %
соответственно. После просмотра телешоу
детей спросили о том, что они увидели.
"Мы
задавали очень конкретные вопросы и
ждали совершенно ясных ответов, —
сказала Розмари Трульо, глава
исследовательской группы "Улицы
Сезам". — На вопрос, о чем была серия,
точно ответили 60 % опрошенных детей. Как
в конце серии чувствовал себя Большой
Птах, знали 50 %".
Для
сравнения, другая серия телепрограммы,
по которой проводила тестирование
исследовательская группа "Улицы
Сезам", дала результат в более 90 %
правильных ответов после просмотра.
Телешоу просто не произвело впечатление.
Оно не врезалось в память.
Почему
телешоу не удалось? Корень проблемы в
самом замысле сюжета — главная шутка
о том, что Большой Птах не хотел, чтобы
его знали как большого птаха. Но такую
игру слов дошкольник просто-напросто
не понимает. Дошкольники приходят к
выводам о словах и их значениях по мере
изучения языка. Один из главных аспектов
при этом, который называет психолог
Эллен Маркман, — это принцип взаимной
исключительности. Проще говоря, это
значит, что маленьким детям трудно
поверить в то, что у одного и того же
предмета могут быть два разных имени.
Дети
приходят к естественному умозаключению,
утверждает Маркман, что если предмету
или человеку дают второе обозначение,
то оно должно относиться к некому
вторичному свойству или признаку
предмета. Можно понять, насколько полезен
такой вывод для ребенка, перед которым
стоит труднейшая задача — обозначить
словами все на свете. Ребенок, который
узнал слово "слон", знает с абсолютной
точностью, что это не собака. И каждое
новое слово делает представление ребенка
о мире более точным. Без опоры на принцип
взаимной исключительности, напротив,
ребенок будет думать, что слон может
оказаться всего лишь еще одним обозначением
собаки, и тогда с каждым новым словом
мир будет казаться ему более запутанным.
Принцип взаимной исключительности,
кроме того, помогает ребенку думать
более ясно.
"Предположим,
— пишет Маркман, — что ребенок, который
уже знает слова "яблоко" и "красное",
слышит, как кто-то называет яблоко
"круглым". Руководствуясь принципом
взаимной исключительности, ребенок
может исключить предмет (яблоко) и его
цвет (красное) как значения "круглого"
и попытаться проанализировать предмет
в поисках другого свойства, которым его
можно обозначить".
Это
означает, что у детей будут проблемы с
восприятием предметов, у которых два
названия, или с предметами, которые
меняют свои названия. У ребенка возникнут
трудности с тем, что "дуб" — это
дуб и дерево: он может вполне предположить,
что в этом случае "дерево" — это
слово, обозначающее дубы.
Суть,
следовательно, в том, что, когда Большой
Птах больше не хочет, чтобы его называли
Большим Птахом, а хочет, чтобы его
называли Рой, то это с полной гарантией
запутывает дошкольника. Как может
кто-либо, имеющий одно имя, захотеть его
поменять? Большой Птах говорит, что
Большой Птах — это всего лишь описательное
имя, это класс животных, к которому он
принадлежит, а ему нужно настоящее
личное имя. Он не хочет быть деревом, он
хочет быть дубом. В той мере, в какой
дети понимают, что вообще происходит,
они могут подумать, что Большой Птах
хочет превратиться в какое-то другое
животное или принадлежать к другому
классу животных. А как он может это
сделать?
Комментариев нет:
Отправить комментарий